В этом году мне стукнуло 35 лет, и я поймал себя на мысли, что начал ценить спокойствие. Уехал жить из квартиры в дом, завел постоянную спутницу и купил машину, которую (надеюсь) буду просто заводить каждое утро, чтобы без драм поездить по делам и вернуться домой. Основных критериев было два - ликвидность и ненапряжная стоимость. Если в 20 лет я был готов залезть ради машины в долги, в 25 - купить авто на все двух или даже трехгодовые сбережения, в 30 - потратить весомую сумму на ее покупку, то сегодня мне хочется потратить просто немного денег на покупку средства передвижения. Чтобы через два-три месяца забыть об этих тратах. И тут, увы, ничего кроме Солярисов или Рио я не нашел.
Чтобы быстро и легко продать авто через 3-5 лет, я пришел к выводу, что брать надо с максимально возможным двигателем (с поправкой на городской класс авто), в максимальной комплектации и автоматом. Максимальный двигатель в малолитражках - это безопасность, автомат в Москве - необходимость, ну а переплата в 70 тысяч за синий зуб, климат-контроль, диски, парктроники и разные подогревы - весьма небольшие деньги в пересчете на пять лет эксплуатации.
За первые шесть месяцев я как-то незаметно накатал пару десятков тысяч и вот мои мысли:
Садимся за руль. Баранка обита либо очень дешевой кожей, либо кожей молодого дермантина. Выглядит тонкой, но хват на удивление хороший, кнопки управления телефоном и громкостью расположены идеально. Профиль сидений весьма сомнителен. Последняя машина у меня была с гражданскими "ковшами" рекаро. После них сиденья Соляриса конечно слабоваты. Вторая машина у нас - Форд Куга. Так вот даже после простых фордовских сидушек пятичасовое турне на Солярисе - то еще испытание для спины. Зато климат-контроль и понятный в управлении, и дует отлично. Магнитолка простенькая, визуальной индикации на парктроник нет. Штатная музыка очень спорно играет, хоть производитель и поставил "пищалки" в передние двери. Но звук - моя болезнь, так что наверное лучше не обращайте внимание на этот комментарий. У меня есть комплект из идеального для меня усилителя и акустики - он "кочует" со мной из машины в машину, решая вопрос "штатной музыки". Микрофон в синем зубе отличный - все говорят, что слышно меня даже лучше, чем когда говорю "в трубку".
Едем. Двигатель очень хорошо (для своего класса) заглушен. Я начинаю явно слышать его с 4000 оборотов. А вот в городской езде и при неспешном ускорении его скорее нет, чем он есть. Динамика бодрая, коробка передач проворная, а руль - очень понятный. Панель приборов отлично видно днем (при выключенном ближнем свете), а вот если днем включить фары, то подсветка приборов чуть блекнет. Зато есть прекрасная функция полного обесточивания машины после того, как вы вынимаете ключ зажигания. Фары можно включить один раз и забыть про них навсегда. Подвеска на гладкой новой трассе прекрасна - вас не укачивает ни спереди, ни сзади. Но на дорожках похуже она заслуживает увы лишь нелицеприятных эпитетов - пробить ее можно на ямке глубиной 5 см на любой скорости. А вот на разбитых дорогах просто забудьте про амортизаторы. Считайте, что их нет и вы едете на телеге без рессор с огромными деревянными колесами. Тормоза есть. Они конечно далеки от идеала (хотелось бы поострее), но они есть. Колеса обуты в неизвестную мне до покупки Соляриса резину Нексен. Я к счастью сильно пробил переднее колесо в самом начале эксплуатации и не смог найти одну покрышку этой марки. Пришлось купить комплект Континенталь. Он на порядок мягче и тише. Самый удивительный для меня феномен - это лояльность на дорогах. Последние пять лет на зеленой Фабии (смешно, но более дорогой и во всех смыслах кроме надежности, более респектабельной машине) я провел под эгидой "ни дня без хамства на дороге. Меня подрезали, крыли матом и даже выходили бить морду. На Солярисе - тишь и покой. Неплохо пропускают, факов не показывают и даже голос не повышают. Может из-за темного цвета?
Считаем. Топлива в цикле 50% трасса со скоростью 120 + 50% города в час пик у меня уходит около 9 литров. Лью 92, как и предписано производителем. За ТО 1 дилер просит 12.000 (Рольф), но если внимательно вглядеться в дилерскую смету, можно увидеть воздушный фильтр за 1300, фильтр салона за 2000 и 3.5 литра масла Шелл за 4000 рублей. Это завышенные ровно в три раза цены. Если купить все эти детали в известном интернет-магазине, а масло - в Ашане, у вас получится 3.500 на запчасти и масло + 3.000 за работу. Дилер ТО по такой схеме делает неохотно, но делает и печать в книжку ставит. ТО 2 говорят вдвое дороже - там надо менять тормозную жидкость. Цена КАСКО "тоталь" (только угон/ущерб) - 16.000. По моим расчетам владение такой машиной при годовом пробеге в 30.000 и потерей стоимости в 20% за первый год, 10% - за второй и по 5% за каждый последующий год эксплуатации составит соответственно 273.000 рублей, 195.000 рублей и 156.000 рублей. Ну а инфляция - это уже совсем иная песня.
Остаток. С чего я собственно начинал, тем и закончу. У меня эта машина не вызывает абсолютно никаких эмоций, но каждый день я просто уверен, что она отвезет меня в город и вернет домой. Конечно, железо есть железо, и загадывать - Бога смешить, но на Солярисе моя уверенность в мобильности в разы выше, чем на любом другом авто, которое я могу купить за разумные деньги. Да и продать (надеюсь) Солярис будет чуть проще.